Конспект
непрерывной образовательной деятельности
для детей старшей группы
«художница Осень»
по теме: «Цветоведение»
(цветовой тон и оттенки цвета)
Воспитатель: Остроумова Евгения Юрьевна
Интеграция по образовательным областям: «Познавательное развитие» (познавательно-исследовательская деятельность), «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» (рисование, музыка), «Физическое развитие».
Ожидаемые результаты:
- достаточно хорошо используют речь для выражения своих мыслей, чувств, построения речевых высказываний в ситуациях общения;
- способны выразительно прочитать наизусть небольшое стихотворение;
- интересуются новым, неизвестным в окружающем мире;
- эмоционально откликаются на красоту окружающего мира;
- проявляют умение слышать других и стремление быть понятыми другими;
- интересуются изобразительной деятельностью - рисованием;
- применяют усвоенные знания и способы деятельности (рисование) для решения задач, поставленных взрослыми;
- создают индивидуальные рисунки;
- способны сосредоточенно действовать в течение 25 минут, слушать взрослого и выполнять его инструкции;
- проявляют двигательную активность в подвижных музыкальных физминутках и играх, выполняют необходимые гигиенические процедуры.
Цель мероприятия:
Стимулировать интерес детей к окружающему миру, его разнообразии в цветах и оттенках.
Задачи:
Образовательные:
- Закрепить умение детей выделять цвета осенней палитры из общей цветовой гаммы и располагать их на палитре в тоновой последовательности и по оттенкам.
- Расширить знания детей о цветовой гамме путем введения новых оттенков, освоения способов их получения путем смешивания красок.
- Совершенствовать умения детей в технике нетрадиционного рисования - печать живыми листьями.
- Расширять и обобщать представления детей об окружающем мире.
Развивающие:
- Развивать у детей логическое мышление, сообразительность.
- Развивать у детей способности к анализу и синтезу.
- Развивать у детей видение художественного образа и замысла через природные формы.
- Развивать у детей речевое общение.
- Развивать у детей умение планировать работу.
- Развивать чувство композиции, цветовосприятия.
- Развивать детскую инициативу и творчество.
Коррекционные:
Закрепить в активном словаре детей понятия "тон" и "оттенок", видеть и понимать разницу между ними.
Воспитательные:
- Прививать у детей интерес к художественному слову.
- Воспитывать интерес к осенним явлениям природы, эмоциональную отзывчивость на красоту осени.
Предварительная работа:
- наблюдение и рассматривание во время прогулок многообразие красок в осенней природе;
- рассматривание листьев разных пород деревьев;
- рассматривание репродукций картин художников И. Левитана «Золотая осень», И. Остроухова «Золотая осень»;
- рассматривание иллюстраций с изображением осенней природы;
- разучивание стихотворений об осени;
- дидактические игры «Какие цвета использованы», «Цветное лото», «Махровые цветы»;
- игры-экспериментирования с красками, смешивание цветов.
Зрительный ряд:
- презентация «Прогулка в осенний лес»;
- листья разных пород деревьев.
Музыкальное сопровождение:
- фонограмма песни «Листопад»;
- фонограмма детской песни из телепередачи «Мы идем играть!»;
- фонограмма музыки П.И. Чайковского из альбома «Времена года»: «Осенняя песенка. Октябрь».
Материал для мероприятия:
- мультимедийное оборудование:ноутбук, проектор, экран;
- дидактическая игра «Палитра»;
- развивающая игра «Волшебное дерево»;
- корзинка для сбора листьев;
- трафареты листьев из цветного картона для игры;
- развивающая игра «Сложи листик»;
- листья разных пород деревьев (4-5 вида);
- тонированный альбомный лист формата А4;
- набор гуашевых красок;
- кисти беличьи №5;
- стаканчики с водой;
- салфетки влажные и бумажные.
Содержание мероприятия:
(дети сидят на стульчиках на расстоянии 3 м от экрана, воспитатель сидит с правой стороны экрана за ноутбуком, лицом к детям)
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:
Вот художник, так художник!
Все леса позолотил.
Даже самый сильный дождик
Эту краску не отмыл.
Отгадать загадку просим:
Кто художник этот?
Дети: (хором) Осень.
Воспитатель: Правильно, осень. Осень – славная художница и очень любит рисовать. Ведь она сама придумывает наряды деревьям, кустарникам, всей природе, окрашивая их в самые разные цвета и оттенки, будто устраивает конкурс, у кого листья ярче и красивее. А чтобы вы могли убедиться в том, что осень – великолепная художница, я приглашаю вас на прогулку в лес, где вы можете полюбоваться разноцветьем осени.
(воспитатель показывает первый слайд – «Березовая роща»)
Вот мы с вами пришли в лес. Посмотрите, как здесь светло. Здесь уже побывала осень. Какими красками она рисовала?
Дети: Желтым, оранжевым, светло-желтый…
Воспитатель: Какой основной цвет использовала осень?
Дети: Желтый.
Воспитатель: Назовите его оттенки?
Дети: Оранжевый, лимонный, охра.
Воспитатель: Какие деревья растут в этой роще?
Дети: Березы.
Ребенок: (читает стих)
Стало вдруг светлее вдвое,
Двор, как в солнечных лучах.
Это платье золотое
У березки на плечах.
Утром мы во двор идем,
Листья сыплются дождем.
Под ногами шелестят,
И летят, летят, летят…
Воспитатель: (показывает второй слайд «Береза») Что же это за «платье золотое у березки на плечах»?
Дети: Это листья березы, ее крона. Они желтого цвета, поэтому золотые.
Воспитатель: (показывает третий слайд «Дуб на опушке леса») Вот мы с вами вышли на красивую опушку.
Ребенок: (читает стих)
Осень на опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила:
Пожелтел орешник, и зарделись клены,
В пурпуре осеннем только дуб зеленый.
Утешает осень:
- Не жалейте лето!
Посмотрите – роща золотом одета!
Воспитатель: Ребята, объясните, пожалуйста, что это за цвет – пурпурный?
Как его получить?
Дети: Это оттенок красной краски. Если мы смешаем красный цвет с фиолетовым, то получим пурпурный.
Воспитатель: (показывает четвертый слайд «Дуб») «Забрела Осень на лесную поляну. Стоит посреди поляны столетний дуб-богатырь, стоит густой листвой потряхивает. Думает Осень: «Нужно богатыря в медную кованую броню одеть. Так и обрядила старика». Ребята, а медный цвет – это оттенок какой краски?
Дети: Коричневой.
Воспитатель: Как его получить?
Дети: Смешать коричневую краску с оранжевой.
Воспитатель: (показывает пятый слайд) Посмотрите, ребята, в какой чудесный уголок леса мы с вами заглянули!
Ребенок: (читает стих)
Осень длинной тонкой кистью
Перекрашивает листья.
Красный, желтый, золотой –
Как хорош ты, лист цветной!..
А ветер щеки толстые
Надул, надул, надул.
И на деревья пестрые
Подул, подул, подул!
Красный, желтый, золотой…
Облетел весь лист цветной!..
Воспитатель: А куда же облетел этот лист цветной?
Дети: На землю. К нам под ножки.
Воспитатель: (показывает шестой слайд) Посмотрите какой красивый ковер из осенних листьев на земле. Сколько разных красок спрятала Осень в этих листочках. Назовите их.
Дети: Красный, желтый, оранжевый, бордовый, розовый…
Воспитатель: Ребята, Осень – настоящая художница. Как у всех художников, у Осени есть своя палитра с любимыми осенними цветами. Что такое палитра?
Дети: Дощечка, на которой художник смешивает краски.
Воспитатель: (обращает внимание детей на последний слайд и на стол, на котором лежат разноцветные кружочки) Посмотрите как много здесь разных цветов. Выберите из них только те, которые Осень спрятала в этих листьях.
Расположите эти цвета на палитре от светлого к темному.
Проводится дидактическая игра «Палитра».
Дети выбирают оттенки одного цвета и располагают их на палитре в тоновой последовательности: от светлого к темному.
Воспитатель: Молодцы, ребята. А теперь назовите эти цвета.
(Дети называют: светло-желтый, желтый, темно-желтый; светло-зеленый, зеленый, темно-зеленый и т.д.).
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:
Листья желтые летят,
Падают, кружатся,
И под ноги просто так
Как ковер ложатся!
Что за желтый снегопад?
Это просто…
Дети: (хором) Листопад.
Воспитатель: (раздает детям трафареты разноцветных листочков) Опавшей листвы разговор еле слышен…
(Дети отвечают кому, какой листок достался: «Я с клена, я с дуба и т.д.»)
Вы сейчас не девочки и мальчики, а осенние листочки, и мы с вами поиграем в игру «Лети, листок, ко мне в кузовок».
(Дети считалкой выбирают ведущего:
Ветер по лесу летал,
Ветер листики считал.
Красный лист,
Зеленый лист,
Липы лист и клена лист.
Лист от ветки оторвался.
Ветер злился и сбивался,
Ну, попробуй, сосчитай.
Оторвался – улетай!)
Проводится игра «Лети, листок, ко мне в кузовок» под фонограмму песни «Листопад»: под музыку дети с листочками выполняют танцевальные движения по кругу, ведущий с корзинкой стоит в середине круга, когда музыка останавливается, ведущий говорит: «Березовый листок, лети ко мне в кузовок» и т.д.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какое грустное дерево. Осень почему-то его не раскрасила. А у вас в руках красивые осенние листочки. Давайте ими украсим это дерево, а помогут нам в этом эти карточки. (Дети определяют по карточкам: где, на какой ветке, какой лист должен лежать; и украшают дерево листочками).
Проводится развивающая игра «Волшебное дерево».
Воспитатель: Вот какое необычное дерево у нас получилось.
А ветер щеки толстые
Надул, надул, надул.
И на листочки пестрые
Подул, подул, подул…
И вот какая неприятность разорвал листочки на мелкие кусочки. Ребята, сложите, пожалуйста, из этих кусочков красивые листочки.
Проводится развивающая игра «Сложи листик».
Воспитатель: Какие вы молодцы, ребята. А теперь можно немножко отдохнуть.
Физминутка. Дети выполняют различные движения под песню из телепередачи «Мы идем играть».
Воспитатель: Ребята, мы сегодня с вами погуляли в осеннем лесу, рассмотрели все краски осенней палитры. Давайте нарисуем этот чудесный лес, а листочки вам в этом помогут. Посмотрите на них внимательно, что они вам напоминают?
Дети: Маленькое дерево. Вот ствол, ветки, а сам лист крону дерева.
Практическая часть.
- Взять любой понравившийся листик, покрыть его краской при помощи кисточки, не оставляя пустых мест и не забывая окрашивать края. Листик можно покрыть не одним цветом, а разными, смешивая краски прямо на листике.
- Окрашенной стороной положить листик на альбомный лист черенком вниз, накрыть бумажной салфеткой и плотно прижать его к бумаге, стараясь не сдвигать с места, иначе отпечаток будет нечетким, смазанным.
- Затем взять листочек за черенок и осторожно снять его с поверхности бумажного листа.
- Взять следующий листочек, покрасить его в другой цвет и отпечатать в другом месте композиции.
- Когда рисунок заполнится отпечатками листиков, кистью дорисовать стволы деревьев, траву, опавшую листву.
Рефлексия.
(Дети с помощью воспитателя раскладывают свои работы на ковре. Воспитатель вместе с детьми любуется работами детей).
Воспитатель: Ребята, какой чудесный лес вы нарисовали.
Ребенок:
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный.
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы светлою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца,
Лес пахнет дубом и сосной…
|